За что люблю работу с образами, не важно в каком подходе — символдраме, эмоционально-образной терапии или моей любимой инициационной терапии мужской и женской зрелости, что образ расскажет всё то, что происходит во внутреннем мире.
Как расстановка покажет — смотри, в твоей семейной системе сейчас так. Так и образ покажет, смотри, в твоём внутреннем мире — так.
Можно долго расспрашивать человека, выяснять причины, а образ может показать, что проблема не совсем там, куда человек смотрит и не так, как человек видит.
Конечно, при условии честности. Опора на честность — одна из самых важных в терапевтическом процессе, когда опираясь на внутреннее чувствование вы различаете, что так, а что не так, и идете за первым.
Но образ в целом легко отличить от фантазии. За все время у меня была только одна клиентка, чьи образы были похожи на фантазийный бред. Но даже галлюцинации не берутся ниоткуда, их что-то подпитывает, при некоторой доли желания и сноровки из них можно многое вытащить — правда в этом случае содержание больше похоже на эхо — человек слышит одно, а первоисточник совсем другой, поэтому здесь трудно.
Как у Е. Веселаго в системных семейных расстановках есть такой базовый навык как «чтение поля», когда по разметкам можно предположить события, первоисточник связанный с запросом клиента. У неё 3 базовых разметки: по линии жизни, по семейной системе, по телу.
Так и в работе с образами можно предположить событийный ряд жизни человека, даже если там кружочки, точки или просто цвета. Здесь правда чёткой разметки нет, образы — это все же сновидения наяву, иначе психоаналитики все бы уже давно интерпретировали.
У клиентки с фантазиями весь вопрос был в том, что ей не хотелось выходить в реальность, в фантазийных мирах было намного безопаснее.
✅В работе с образами нет четкой разметки (это значит одно, другое, третье), но есть опоры:
👉🏻 на чувства/ощущения — они подскажут, где правда, где что-то не то, а где явная ложь.
👉🏻 на базовое значение образа — что он несёт на символическом уровне. Так мост соединяет, змея вызывает разные ощущения, пропасть показывает травматичное содержание и пр.
👉🏻 на базовые архетипические сюжеты. Здесь каждый человек при всей своей уникальности вписывается в какой-то сценарий и архетипический образ, наработанный человечеством до него, сейчас они, кстати, сильно меняются по форме — сейчас появилось много новых видов деятельности, но содержание/основа остаётся, тот же шут, защитник, хищник и пр.
Понятно, что человек вписывается не полностью, много уникальности и сочетаний, но на архетипический опыт человечества вполне можно опираться.
👉🏻 на систему ценностей и мировоззрения человека — например, если человек религиозный или верующий, то это развернётся в его образах. Если верит в семью, если опирается на одиночество, если ему проще в духовном мире, если взгляды человека опираются на материалистичность — все это проявится в сюжетах.
👉🏻 на главную тему/проблему/травму, с которой человек пытается справиться по жизни. У кого-то это тема любви, проявленности, таланта… Одна или несколько, которые могут быть объединены в одну.
👉🏻 на опыт самого человека. Почему написала в последнюю очередь? — Здесь легко запутаться. У некоторых людей очень ясные образы — они прямо отражают то, что с ним происходит. А кто-то из-за раскола может чувствовать одно, показывать другое, а связано все это может быть не с той ситуацией, о которой человек говорит.
✅Когда трудно работать с образами:
👉🏻 когда во внутреннем мире много вязкости, похоже на болото, много чувств, слепленных, связанных страхом и через эту вязкость очень трудно пробираться. Труднее чем через боль, страх, ярость, которые признаются.
👉🏻 когда человек уже проработал в разных видах терапии и использует инструменты психологии чтобы укреплять травматичный барьер и имеющиеся защиты, чтобы стать настолько сильным, чтобы не быть уязвимым — когда строятся стены вместо мостов.
👉🏻 когда у человека все хорошо, — идеализированные образы. А гнев может быть только несколько секунд и только праведный. У таких людей многое под запретом — агрессия, желания… Все то, что делает человека человеком, а не только правильным, духовным существом.
И, кстати, идеализированнные образы показывают картинку идеального Я, у которого большое расщепление с реальным Я человека. И многие предпочитают жить в идеализированном представлении себя или стремиться к нему.
👉🏻 когда люди, которые вместо погружения в образ смотрят мультики — мультяшные образы/персонажи, но в то же время они чувствуются очень реалистичными.
Чаще всего, здесь важно не содержание сюжета, а то, что человек чувствует и ощущает телесно, проживая сюжет, за ним может быть потребность отреагировать те чувства, которые не могут быть прочувствованы напрямую (страх, стыд, возбуждение, разрушение-агрессия, движение-агрессия).
Образы, которые разворачиваются на внутреннем экране человека, многогранны, но всегда настоящие и говорящие — главное, уловить то, что они хотят донести. Как собственно и сновидения, не зря работу с образами еще называют сновидениями наяву.
С радостью, Евгения Медведева