Продолжаем архетипический разбор фильма «Меч короля Артура». Предыдущая часть здесь — мы обсудили, что происходит, когда человеку стучится сила (что-то большее, что есть за пределами привычного сознания), а также что нужно для освоения этой силы. Все вперемешку с примерами пути становления Артура как короля.
Сейчас поговорим о проводниках на пути и прохождении темных земель.
У Артура 2 проводника — маг в лице женщины (по сути она — ведьма, так как использует природные женские силы — управление змеей, орлом, яды) и некого мастера-мужчины из благородных кругов (он по статусу выше).
Они не говорят, как ему стоит поступать, не учат управляться мечом, не дают ответов на вопросы, а создают такие условия, в которых он сам может это сделать. Их задача не учить его (он долго учился на улицах), а помочь освоить свою пробудившуюся силу — силу меча.
И большую роль здесь играет женское. Магиня-ведьма чувствует и видит больше, чем Артур, видит суть его пути, видит цель его пути, раз за разом отбивает его сомнения («я — не он, не тот, кто вам нужен»- «пока нет»), но возвращает к себе («когда придет время ты почувствуешь», «что ты видишь?»). Она помогает, не мешая, а способствуя становлению его силы. И в этом много женской мудрости.
Земли еще называют темными — в глубинах бессознательного предстоит встретиться со своими страхами, ранами, ограничениями и привычными представлениями (о себе в том числе) и преодолеть их. А в глубину (в бессознательное, внутренний мир) ведет женское — это его стихия и задача.
Но в момент инициации проводники дают советы и отступают: «Ты должен отнести меч в башню и коснуться мечом алтарного камня. И ты должен пойти один».
«Это и есть темные земли?» — иронично спрашивает Артур, не понимая сути предстоящего испытания. Эта легкость его и привычная защита, так и способность действовать, схватывая на лету.
«Это только вход», отвечают ему. И вот в темных землях все не так, как кажется, но в то же время похоже на реальность (есть такая же башня как в Камелоте), также и в подсознании — оно отражает сознательную реальность, часто искаженно (как события запомнились, какой страх отпечатался), но гораздо больше нее (включая разные невидимые слои реальности).
Бессознательное гораздо больше нашей сознательной части и там легко заблудиться, если забыть о цели, поэтому цель очень важна (добраться до башни, прикоснуться мечом).
— Ты боишься? — магиня
— Думаю, я справлюсь, — Артур.
— Тебе стоит бояться, — магиня
Ему подсказывают, что нормально бояться, полное бесстрашие — это миф, важно видеть свой страх и ставить себе на службу — страх плохой хозяин и хороший слуга.
В тёмных землях герою встречаются змея, летучие мыши, крысы и волки.
Вначале змея практически столкнула его в пещеру, в которой было много летучих мышей. Пещера — в образах внутриутробный символ (или символ периода вынашивания, созревания чего-то, также то, где можно прятаться — защита). И таким образом первое, с чем он сталкивается со своими ранними страхами, ограничениями, которые могут сбить с пути, схватить и унести в другое место. Этим и занимается множество летучих мышей.
Змея — очень многогранный символ. С одной стороны, в ней много гиперматеринской агрессии (дракон гиперматери состоит из птицы и змея), с другой, много мудрости, хладнокровно и яда, которые дают изменённые состояния, возможность доступа к чему-то, защиту.
И, возможно, здесь ему нужно преодолеть страх перед материнской агрессией, что она ему может что-то сделать, мешать, подавлять, стоять на пути, ограничивать мужское, что у нее много власти/влияния. Он уже вырос, чтобы продолжать бояться маму или то, что связано с материнским комплексом.
Наоборот, встретившись к ней лицом, преодолев этот глубинный страх (мы все родились от мамы), змея может служить ему и его пути. И дальше она ему сильно помогает, но и здесь, сталкивая в пещеру, помогает встретиться лицом к лицу с тем, что там.
Периодически появляются крысы. Появление одной мышки в образе «пробежала, хвостиком махнула и что-то случилось» сродни озарению, божественному инсайту. А много крыс, которые нападают, явно указывают на что-то негативное.
Помню, я сама как-то проживала образ «ветер» (символ мужского стремления к свободе), в котором я шла по полчищам крыс. Они несут много мелких страшков (всяких мыслишек, сопротивлений), которые собираются в стаю, грызут, нападая скопом, толкая малодушничать и отступать.
Такие мысли как «моя хата с краю, это не про меня». Или вроде бы ничего не сделал, но внутри знаешь, что смалодушничал, что так не нужно делать (подлость, жульничество сюда же). Этому нет места при контакте с силой, этому нет места в тебе настоящем.
В конце испытания к Артуру приближаются волки, и это с помощью музыки физически ощущается, пока он не приложил меч к алтарю. Теперь он вспомнил, кто он, и знает, что сила меча не в бездушной, мужской волчьей агрессии, готовой наброситься, сожрать, а в защите жизни (как защищал его отец). Он — больше не главарь уличной банды, собирающих дань, его сила намного больше и она служит большему. Он обретает себя и свое назначение — цель.
«Ты увидел все что тебе было нужно?» — спрашивает магиня.
«Достаточно», — отвечает он.
И дальше он продолжает учиться управлять мечом (своей силой), больше принимать свою цель (условно «победить зло»), совершает вместе с товарищами подготовку к битве (в иниц. терапии предбитва).
В жизни обычного человека путешествие через тёмные земли может занять несколько лет, а то и десятилетие.
Каждому человеку точно также на этом пути к себе важны надёжные проводники. Те, кто про тебя, про твой путь. Не про себя любимых, ни про миллионы, ни про гарантии замуж, а про тебя и твою силу.
Таких очень мало, они не дают никаких ответов, как правило, только задают вопросы, создают условия для обретения опыта, подбирают подходящие испытания, а ответы находишь ты сам (например, команда «сибирского ветра» — уникальные мастера, они про тебя и из тебя вытаскивают твое).
В этом плане настоящих мастеров — единицы, подходящих тебе еще меньше (остальные сильно ведутся на маркетинговые уловки вместо того, чтобы показывать свою силу), но они сильно звучат в пространстве и есть возможность найти, если настроиться. Их и правда находят какой-то чуйкой, а также жизнь приводит. И чаще всего их действительно будешь ненавидеть, злиться, умолять, отвергать, но в итоге будешь сильно благодарным…
Об отчаянии (когда он выкидывает меч в озеро), принятии своего пути — в следующем посте! Потом еще завершающий про битву!
А пока пишите, откликается вам или нет, делитесь своими мыслями или вопросами в комментариях.
До встречи!
Евгения Медведева