Продолжаем архетипический разбор фильма «Меч короля Артура» или становление Анимуса (для женщины внутреннего мужского начала).
В предыдущей части мы поговорили о проводниках на пути овладения силой, и о том, какую внутреннюю трансформацию необходимо пройти через метафору темных земель.
Итак, после испытания Артуру предстоит идти дальше. Его главная задача — битва со злодеем. В метафоре внутреннего мира — справиться с внутренней злодейской фигурой, которая удерживает внутреннее королевство человека (и все его части) в подчинении с помощью страха (включая охватывающий страх смерти), контроля, подавления (женского и чувств в том числе).
Тогда до одури страшно быть собой, проявлять своё внешнему миру, а человек настолько живет в своих рамках и ограничениях, что не понимает как выбраться. Такая жизнь кажется нормальной при всех ощущениях дискомфорта, которые периодически прорываются.У всех во внутреннем мире есть такие злодейские фигуры. Они подавляют естественные склонности, таланты, спонтанность, возможность ошибаться и оттачивать мастерство, опираться на свое внутреннее чутье и так далее.
В фильме действующий король опирается на десятитысячную армию, которая готова контролировать всех и вся. И его единственная задача — достроить башню (используя камни и рабов), т.е. набрать как можно больше силы, чтобы подавлять и контролировать еще успешнее. С целью абсолютной власти.
Причем в фильме даже вопрос не ставится, а нафига ему столько власти? — На мой взгляд, чтобы не чувствовать столько страха, беспомощности, заодно и собственной подлости (а почти каждый поднимает или чует, когда он не прав, только не признается себе в этом), мести (за то, что все время был в тени, подстраивался, заискивал, выворачивался, например, но не был собой). Власть дает возможность перекрывать все это с помощью ощущения своего могущества.
Его не интересует процветание государства, забота о жителях, производство товаров, красота природы, не интересует развитие, защита границ государства, контакты с другими странами.
Когда во внутреннем мире правит злодей (что у женщины, что у мужчины), то развитие практически невозможно, просто потому что вся новоприбываемая сила (например, тот же меч как у Артура) направляется на привычные модели поведения (которые он прямо преодолевал в темных землях).
Еще интересный момент, когда король обещает за свободный проход и защиту 10 000 мальчиков достаточно юных, чтобы забыть себя и стать тем, кем нужно, плюс 5 тысяч каждый год. Таким образом, он еще пытается торговать мужской развивающейся силой, ломать ее и делать «такой как надо». У нас в стране это сейчас проявляется, когда силу молодых мужчин пытаются поставить на службу конфликту между большими системами.
Так вот дальше по сюжету фильма идет подготовка к битве. С одной стороны, Артур пытается как-то ослабить силы действующего короля, с другой стороны, продолжает осваивать управление мечом.
Потому как, когда он берет меч в руки, снова не выдерживает. К нему приходит старое видение, которому он пока не может посмотреть прямо в глаза.
— Я не могу им управлять!
— Подними его, подними двумя руками. Ты увидел все, что должен был?
— Где?
— В темных землях! Ты отвернулся! Ты хочешь знать, почему не можешь управлять им?
— Может ты мне скажешь?
— Я думаю, ты знаешь ответ. Когда придет время, ты его почувствуешь.
Не пойми неправильно — я тоже отворачиваюсь, мы все отворачиваемся, но в этом разница между человеком и королем.
Мы все отворачиваемся от той силы, которая стучится к нам. Все без исключения. Это нормально, потому как не готовы, непонятно, что делать, нет опыта, тяжело, слишком больно, слишком интенсивно или как-то еще.
Но разница в том, что в нужный момент важно не отвернуться. Каждый человек понимает, когда наступает такой момент, и тогда сила становится частью тебя. Человек нужен силе, также как и сила нужна человеку.
Артур впервые не отвернулся и выдержал силу меча, когда было некуда отступать. Но не в тот момент, когда его товарищи встали плечом к плечу для защиты от войска. Пока нет, а взял силу меча, когда увидел, что магине приставили нож к горлу. Его главное отличие от злодея в том, что он защищает женское (а еще не отказывается от ее помощи, когда она необходима).
Тогда сила меча сметает всех на своем пути:
— Похоже ты нашел способ управлять мечом!
— Я не управлял им, он управлял мной, я даже не помню, что произошло.
— Люди видели на что ты способен, ты больше не миф, твоя легенда оживает.
Очень красиво показано, что первые выплески силы вот такие неуправляемые, неосознаваемые, когда сила хлещет через край, сметает все на своем пути. Он еще не умеет управлять ею точечно. Например, не разрушать все подряд, а то, что действительно опасно. Это длинный путь овладения мастерством в жизни каждого человека силы.
Это было в момент покушения на короля. Этакая предбитва, возможность попробовать свои силы и увидеть, можно ли решить задачу издалека, без прямого столкновения. Опыт показывает, что нет, предстоит прямой контакт и прямое столкновение через настоящую битву.
Далее его накрывает отчаяние после потери близкого друга. Его отчаяние, ощущение бессмысленности всей его затеи, его боль выплескиваются вовне. Он выкидывает меч в озеро и бежит, бежит, бежит до изнеможения. Потому как в такой момент невыносимо.
Это тоже важный момент на пути человека. В момент потрясений хочется отказаться от своего пути, от силы, говорить, что она причиняет только боль, забирает близких, что нет никакой силы вовсе и цель невозможна.
И действительно на этом этапе родные могут говорить человеку, что он дурью мается, друзья могут уходить (или умирать как у меня), разводы случаться. И человеку очень тяжело, он будто остается один наедине со всем миром. Хочется все бросить, выкинуть меч нахрен и никогда больше не брать в руки, орать в мир «да сколько можно?».
Сколько боли можно проживать, сколько потерь, сколько мне ещё идти, сколько учиться, сколько делать… я так периодически ору и все бросаю (правда сейчас уже меньше).
Я никогда не понимала, почему имя (кто ты) как и сила рождается в отчаянии. И что в отчаянии человека нужно оставить в одиночестве — наедине с собой, с тем, кто он есть, с его силой и с его болью.
Мне всегда казалось это кощунственным — нужно помогать, быть рядом. Но так пока человек не окреп, не встал на ноги. Если он сильно ранен, то в отчаянии сломается. А если уже набрался силы, то чтобы её освоить, узнать, кто ты, через свое отчаяние и свою тьму придется идти одному.
И в самый трудный миг, в самой темноте бессилия, ты сдаешься, рождается твое имя, которое отражает кто ты есть и твою силу (как в процессе рождения переход из 2й в 3ю матрицу).
На прошлом летнем фестивале трансперсональной психологии меня назвали нежным скальпелем (я и правда умею вскрывать настоящее в людях), трепетным патологоанатом (ничего личного, но все нежизнеспособное в человеке должно умереть).
Это про то, что отжившее должно уйти, чтобы осталось и развивалось только живое, настоящее, способное меняться и развиваться дальше. Я и правда хорошо вскрываю боль, раны и быстро нахожу то, что не работает.
Но это не вся я, еще я умею быть в пустоте и хорошо проявлять человека — усиливать его сильные и слабые стороны, так что становится сильно заметно, вытаскивать откуда-то из глубин его настоящее. Сейчас это все собирается во что-то целое, чем я смогу дальше работать точнее. Это же и часть моей суперсилы — собирать части в целое (из всех разрозненных кусочков составлять целостную картину в жизни человека).
Это к тому, что от силы невозможно отказаться. Если ты встал на этот путь, нужно идти дальше, иначе останешься на пепелище старого (которое уже не работает в жизни). Поэтому меч снова возвращается к нему с помощью владычицы озера. Она ведет его на глубину (во владения женского начала) и показывает, что случится, если он откажется принять меч — свою силу.
Если в королевстве (внутреннем мире) будет править злодейская фигура, «злой король», то оно перестанет развиваться, оно продолжит разрушать себя (разными способами, через работу, зависимости, бездействие в том числе), пока вовсе не умрет. Внешне это будет выглядеть как много силы, много власти, а внутри пустота, саморазрушение, одиночество.
«Только ты можешь это предотвратить», — говорит владычица озера, т.е. саморазрушение по силам остановить внутреннему мужскому началу, которое будет опираться на свою силу, не земную и пройдет свой путь управления ею так, чтобы всем жителям было хорошо.
Если меч не вернулся к Артуру через владычицу озера, то он снова и снова снился бы ему, стучался всячески в его жизнь, часто раз за разом убирая все внешние плюшки на пути (друзей, женщин, здоровье, работу), пока он не увидит главного.
«Ты встретишь его с мечом у подножия башни, доверься магу, возьми меч». И вот об этой битве в следующем, заключительном посте.
Это то, как я вижу путь героя, равно как и путь человека, который хочет обрести свою силу в жизни. А как вы?
Евгения Медведева