ИНИЦИАЦИЯ (Initiation от лат. initio, если взять корень слова, – начинать, посвящать, или, если рассмотреть слово целиком, от лат. initiatio — переход, таинство, посвящение)

— это переход индивида из одного статуса в другой (если рассматривать рамки какой-либо социальной группы или сообщества, то включение в это сообщество в новом статусе) и обряд, оформляющий этот переход.

По сути инициация предполагает переход человека на новую ступень развития через символическое перерождение: прежнее Я умирает, появляется новый человек с новыми качествами в новом статусе.

Например, в древности существовали инициации-посвящения в шаманы, жрецы и жрицы, воины, рыцари, женихи/невесты и многие другие инициации.

У девочек посвящения и обучение часто начинались с первой менструации. У мальчиков и того раньше — есть сведения об обряде у казаков, когда мальчика по достижении трехлетнего возраста садили одного на коня и надевали отцовскую рубаху.

Свадьба во многих культурах для девушки тоже являлась инициацией – она как бы умирала для своего рода и возрождалась в новом роду – своего мужа.

Среди основные видов инициаций можно выделить:

  • половозрастные, связанные с достижением определенного возраста (в том числе брачного);
  • профессиональные, связанные с получением особых навыков и умений;
  • социальные, обозначающие обретение более высокого положения в обществе.

В настоящее время технический прогресс оставил нам в основном социальные ступени взросления и как часть этих ступеней — профессиональные. 

Ступени социальной зрелости — это семья (ближний круг ребенка) – детский сад – школа – профессиональное учебное заведение – работа/карьера – завершение работы (пенсия).

Так, ребенок рождается и с самого рождения пребывает преимущественно в кругу семьи (пребывает в тесной связи с родителями, если взять среднестатистическую норму, так как ребенок может оказаться в приюте, с бабушками/дедушками и др.).

Затем ребенок подрастает и где-то в 1,5-3 года начинает посещать детский сад. В этот момент он переступает через некую черту – выходит из семьи в больший окружающий мир, пусть для таких же маленьких как он, но этот мир существует уже за пределами привычного мира семьи.

В детском саду он учится быть более самостоятельным – оставаться без мамы с папой, взаимодействовать с другими детьми, быть в среде, отличной от его дома и др. И таким образом ребенок взбирается на самую первую ступеньку социальной зрелости — осваивает детский садик.

Затем ребенок подрастает и шагает на следующую социальную ступеньку взрослости – идет в школу. Это достаточно длительный социальный этап, который разделяют на начальную школу, среднюю и старшие классы.

После обучения в школе происходит выбор профессиональной ориентации и несколько лет профессионального образования и затем следующая ступень социальной лестницы – выход на работу (во взрослую, самостоятельную жизнь), т.е. занятие какой-либо профессиональной деятельностью.

Здесь пути расходятся – кто-то может работать по специальности, кто-то – сменить профессию, заниматься своим делом – но обычно большинство людей проявлено в социуме через какую-либо работу (профессиональную деятельность) или ее отсутствие (безработные, домохозяйки и пр.). В определенном возрасте человек завершает карьерный путь.

Это стандартный социальный цикл взросления, который проходят практически все родившиеся девочки и мальчики.

И в социуме мы прежде всего не мужчины или женщины, а работники, т.е. в социуме определяем себя или социум определяет нас через профессию (так, на мой взгляд, будет точнее) и соответствующий ей социальный статус.

На вопрос «кто я?» — большинство ответит: я – психолог, экономист, домохозяйка, предприниматель, маркетолог, безработная и пр.

Это не хорошо, не плохо, просто в основном идентификация происходит через то дело, которым человек занимается.

Но в этом процессе социального взросления обычно очень мало говорится о том, как быть девочкой или мальчиком, девушкой и юношей, а потом женщиной или мужчиной, какие есть особенности у каждого пола, как им взаимодействовать друг с другом, в дальнейшем строить отношения на уровне «мужчина-женщина» и «муж-жена».

В итоге в обществе есть масса блестящих юристов, великолепных программистов и других людей, освоивших свои профессии на очень высоком уровне, но не всегда понимающих, что значит чувствовать себя женщиной или мужчиной, как построить отношения с противоположным полом, как быть зрелым мужем или женой, отталкиваясь не только от привычных ролей (жена «занимается домом», муж «добывает»), но еще из своей женской или мужской природы…

В ответ на эту потребность в более ранних культурах была практика инициаций — посвящений, связанных с достижением половой зрелости и взрослением – становлением мужчиной или женщиной.

Там, где они существовали, обряды возрастного перехода были обязательными для всей молодежи племени. Чтобы получить право быть допущенным в сообщество взрослых мужчин или женщин, подросток должен был пройти через ряд обрядовых испытаний и получить знания, заключенные в них. Только после этого он признавался ответственным членом общества.

Т.е. по сути как сейчас важно закончить хотя бы школу и тем самым получить аттестат зрелости, так раньше нужно было пройти инициацию, чтобы быть допущенным в общество взрослых мужчин и женщин — а это та же школа, только духовного и сакрального знания (в том числе знания о том, как быть взрослым мужчиной или женщиной, что это значит и что для этого делать).

Подробнее об обрядах инициаций и посвящений можно прочитать в книге Мирча Элиаде «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения».

Сейчас никто не говорит о том, что современная школа как модель взросления плоха или хороша (иначе мы бы так и остались первобытным племенем).

Социальная зрелость и социальная идентификация через профессию не противоречит духовной зрелости и идентификации себя как мужчины или женщины. Наоборот, чем человек зрел духовно, тем ему или ей легче и ярче раскрываться в профессии/деле/самореализации. 

А если наоборот, то зачастую внутри ощущается пустота или словно чего-то не хватает. Сейчас много жалоб о том, что у женщины несколько образований, успешная карьера, но счастливой она себя не чувствует.

Это усиливается традиционными патриархальными взглядами и ведическим взглядом – что важнее всего быть женой, мамой. А если ты нет, то не счастлива. Иногда этот лозунг доходит до крайности – женщинам важно бросить работу и сидеть дома.

Но чем же плохо руководить отделом, фирмой, рестораном, преподавать, разрабатывать экологические программы… — быть социально активной? –

Ничем. Среди моих клиенток много социально успешных женщин. Есть и те женщины, которые отказались от работы в уникальнейших областях (например, в области нанотехнологий, молекулярной биологии), а потом поняли, что сделали что-то не то.

И им всего лишь важно вспомнить, что каждая из них тоже женщина, установить контакт со своим женским началом и дать ему возможность раскрываться (также, как вы раскрываете свои способности в профессии).

Но не через роль — если я жена, то я — женщина. А через чувствование и самоощущение – через изменение внутреннего состояния и самоосознания. А затем эта роль сама начинает раскрываться в жизни.

Нормально быть и женщиной, и биологом. А если только биологом, а где-то ощущение себя как женщины потерялось, то его важно найти. Но никак не отказываться от того, чем любишь заниматься!

А чтобы вернуть себе это ощущение, помогать раскрываться своему женскому началу, можно использовать практику проживания инициаций (индивидуальных и групповых).

Проживание таких инициаций позволяет мужчинам и женщинам независимо от возраста (социального статуса и других личностных критериев (интроверт/экстраверт и других особенностей характера) подниматься вверх по духовным ступеням развития собственной женской и мужской зрелости.

Например, самая простая инициация «девочка-девушка-женщина». Во время инициации происходит символическое умирание ведущего состояния девочки. Оно никуда не уходит, остается в каждой женщине, просто перестает доминировать в сознании, рождается сознание и соответствующее внутреннее состояние девушки, потом женщины.

И не нужно ни от чего отказываться – нужно соединить свою женскую идентичность и профессиональную идентичность и позволять им обеим раскрываться, в поддержку друг друга, а не противовес.

За этим можно обращаться ко мне – провожу в виде индивидуальных сессий и рисуночных интенсивов и др. форматов.

Ваш специалист инициациям,
Евгения Медведева